| | Как я побывал
в Индии
Начну с пафоса.
Трудность описания впечатлений от Индии, наверное, заключается в том, что Индия - это просто какая-то другая вселенная, для ее описания нужен другой язык - не тот, которым так, в общем-то, нетрудно передавать впечатления от поездок в Европу или, что еще проще, по необъятной родине. В Индии жизнь происходит иначе, по каким-то совершенно непередаваемым привычными словами законам и принципам.
Как, спрашиваю у тех, кто знает, о чем я говорю, описать все это? Как рассказать о миллиарде смешных беспомощных людей, которые, кажется, не беспокоятся вообще ни о чем, которые привыкли жить так бедно, что это просто не укладывается ни в какие европейские представления, которые практически все являются носителями одной из сложнейших религий на планете, не употребляют мяса, алкоголя и наркотиков и вообще представляют совершенно нереальную древнюю культуру в почти первозданном состоянии? Что можно рассказать о городах, если простое описание полуразрушенных домов, невозможно для Европы грязных улиц, запахов всевозможных отправлений, рикш, всяких местных святых и бомжей - просто не в силах передать целого? Как можно внятно рассказать о путешествии по Индии, об отелях, дорогах и придорожных поселениях, если в отелях, например, настолько грязно, что европейцу просто такого себе не представить, в придорожных деревеньках живет по полмиллиону человек, а на центральных трассах, ведущих к Дели, половину трафика составляют повозки с волами и местные совершенно немыслимые полумотороллеры-полумашины тук-туки - и этими деталями все равно ничего почти не скажешь? Да все это настолько не укладывается в какие-то привычные представления о возможных формах и проявлениях реальности, что и опереться-то в описании не на что, не с чем сравнить или сопоставить, и я всего передать не смог бы, даже потратив на это намного больше времени, чем это необходимо для написания уже привычного <расскажу вам о поездке>. Так что ничего я не могу вам рассказать об Индии, дорогие фтыкатели. Надо просто обязательно съездить туда хоть раз и самим все это увидеть - деньги или время просто не имеют значения по сравнению с теми впечатлениями, которые вы получите.
С пафосом покончено, расскажу привычные вещи - как плавали.
В Индии все рельефы как-то значительно больше, чем это для меня привычно. Горы выше, ущелья глубже, а реки - пропорционально полноводней и мощнее; сплав в Индии вполне тянет на термин биг-волюм. Я такого практически еще не пробовал и спешу поделиться впечатлением: биг-волюм это просто чума! Совершенно не впечатляющая со стороны речка, когда в нее попадаешь, вдруг начинает реально втыкать - скорость и мощь воды оказывается намного выше, валы больше, а бочки не только больше, но и жестче. Мне это было очень необычно - я больше привык к крикингу, и вид суводи внизу порога меня обычно сильно успокаивает. Хрен-то - по большой воде на несущественном для крикинга перепаде можно влететь в такие места, что диву даешься! Идя с наплыву, периодически проезжаешь мимо огромных бочек, и только скорость не дает возможности испугаться, представив себя внутри. Несколько раз я ловил себя на том, что спокойно ехал бы дальше то, на что следовало бы посмотреть - и это именно из-за недооценки силы воды; к счастью, был гораздо более привычный к большой воде Доктор, с ним было не страшно. Реально я ошибся один раз, когда не стал рвать жопу ради захода в суводь, где Доктор ждал меня, и поехал без просмотра довольно мощный порог. Причем по той же привычке к крикингу старался держаться центра струи, где на небольшой воде обычно меньше всякого дерьма в русле, а на большой, как оказалось - самые сладкие бочки. Это было просто супер - я ехал по огромным валам, на каждом следующем из которых пайл становился все ниже и ниже, пока не приехал в нормальную такую штуковину, в которой поместилось и прекрасно жило бы не менее пяти таких ребят типа меня с лодками, стаффом, друзьями, родственниками и, если у кого есть, табунами лошадей! К счастью, я вовремя сообразил, что тенденция нехороша, и успел немного отгрестись к краю, так что меня просто перевернуло и промыло; центр же бочки такой простенькой развязки не предоставил бы, наверное.
Все эти особенности создают совершенно непередаваемый фан. Каждый раз, проехав порог или порожек, нормально получив в морду местной грязной воды, радуешься, как ребенок! Пробивая довольно крупные бочки, проезжая по всяким усикам и сбойкам, еле успевая отгрестись от неожиданно возникшей вспухлости, обещающей очередную огромную плюху, получаешь просто сумасшедшие впечатления, которых я до того не испытывал. Я очень хорошо осознаю, что то, о чем я тут вам пытаюсь распинаться, отлично знакомо практически любому побывавшему на Алтае, например, но я-то такую воду видел впервые! И это было просто здорово!
Первые два дня сплава - на Мандакини и на Пиндаре - дали вкататься. Обе реки довольно несложные, расход у обеих где-то между 50 и 80 куб.м/сек, линия в основном была видна с воды. Наверное, мы там что-то просматривали, я не помню, но криминала не было. Хотелось большего, и большего мне дали!
На третий день друзья ушли в трекинг, и мы с Доктором сплавлялись по Алакнанде вдвоем. Река трудная - довольно много очень сложных препятствий, большинство из которых обносили. Расход воды 100-150 кубов, подколбашивало на сбойках, хватало за корму и вообще поябывало. Впрочем, этот день запомнился мне не сплавом, а обносами - они были намного труднее и страшнее сплава. Друзья мои, если вы не привыкли пробегать по 15 километров в день рваными темпами по пересеченной местности, настоятельно вам рекомендую отказываться от сплава по рекам с большим расходом и превышающей ваши возможности сложностью! Большая вода - это не только веселый сплав, это, как оказалось, еще и крупные камни, крутые и высокие берега; я уже писал, что масштабы просто огромны. По часу в поту обносить пороги, прыгать или карабкаться с лодкой и веслом с камня на камень, ползти по сыпухе над тем порогом, в который ты не решился метнуться на лодке... Ужоснах!
Кроме того, сплав по большой воде вдвоем - это вообще совершенно отдельный формат сплава. Ничего не страхуется - морковку не докинуть, о живцах речи не идет, страховка трех известных предметов каяком снизу затруднена тем, что низа как такового нет - вода, как правило, прет безостановочно. Выходы с реки редкие - очень высокие и крутые берега; как правило, за сплавной день появляется только пара возможностей выбраться на дорогу. Поэтому обносили без раздумий все пороги, которые вызывали сомнения - в таком формате об уборке думаешь без энтузиазма.
Измотанные таким весельем, вечером выбрались на дорогу, где нас должен был забрать наш верный джип. Имя водилы - Багуан Ебанаврот Синкх - хорошо отпечаталось в моей памяти, потому что он за нами не приехал, и за те два часа, которые мы стояли на дороге, мы его не раз произносили на разные лады. Как были - в мокром, без денег, связи и вообще чего бы то ни было, мы уже в темноте вписались в ближайший клоповник, хозяин которого совершенно правильно рассудил, что денег и так бы не было, а тут шанс. Теплое одеяло вызывало опасения - оно, как и вся остальная постель в Индии, было очень грязным. Обычно мы спали в гостиницах в спальниках, но тут пришлось не только на чем было, но и в чем мать родила - не в мокром же; видимо чесотка к нам не прилипает вообще, иначе сейчас бы точно чесались. Вид Доктора, постелившего под себя подсохшую юбку, с поджатыми, чтобы снизить площадь соприкосновения с постелью, ногами и положившего голову на спасжилет, был довольно умилителен. Я же так устал, что было не до церемоний. Утром оказалось, что хозяин не только пустил нас ночевать и кормил, но и готов отпустить плыть дальше - ведь белые люди сказали, что приедет джип и деньги будут! Это был сюрприз. Мы оставили в отеле ненужные нам рацию, морковку и чего-то еще в качестве залога - о нем, надо сказать, хозяин не просил, но мы настояли - и пошли к реке. В этот день сплава было намного больше, а обносов меньше. Вот это было то, что надо - отличный сплав по отличной воде! К вечеру нас встретили друзья, уже поймавшие наш джип, и привезшие в нем теплую сухую одежду и алкоголь. В общем, это был настолько хороший день, что даже идея набить водителю морду - в профилактических целях, не со зла, конечно! - реализована не была.
Самый кривой сплав получился на Багерати. Началось с того, что мы переодевались в нескольких метрах от потихоньку подыхающей коровы. Потом убрался Коля - отстрелился и едва не утонул; результат - материальный урон в объеме одной лодки, моральный урон учету не подлежит. Тяжелый обнос того порога, который Коле довелось проплыть на спасжилете, стал еще одни ударом по психике - после обноса я садился в лодку не очень уверенно. Сел, при траверсе перевернулся, встал, зачалился. Подождал бегавшего по берегу Доктора, сели в лодки, поплыли и через 50 метров я заварился в бочке, довольно долго по ней серфил в поисках выхода и в конце концов промылся. Ослабевшая психика не вынесла такого объема приключений на 150 метров сплава, и я решил, что если не завершу сплав сейчас же сам, то уже через сотню метров его завершат за меня, не стал этого дожидаться и полез на дорогу. Доктор проплыл еще какое-то время в поисках лодки, не нашел и вылез тоже. Вечером ночевали в Гангнани. Этот воистину прекрасный город прекрасен не только горячими источниками - бассейном с горячей вонючей и едва ли чистой водой - но и юным жуликоватого вида пареньком, предлагавшим продукцию местного сельского хозяйства по нереально низким ценам. К вечеру краски поменялись в лучшую сторону. Надо добавить, что в дальнейшем они менялись довольно часто, но, несмотря на это, треть плодов деятельности трудолюбивых и многочисленных индусов пришлось выкинуть в аэропорту. А жаль...
Следующий день был полным поражением моей психики перед могучей и безжалостной стихией. Не то тема до конца не отпустила и к утру, как это бывает, я сел на измену, не то вчерашний день как-то нехорошо отпечатался в голове, но когда мы сели в лодки и начали сплав по Багерати ниже вчерашних мест, страх полностью парализовал мой мозг и тело, и я быстро понял, что пора заканчивать. Что и сделал незамедлительно, к, я уверен, полному разочарованию Доктора. Я совершенно ничего не мог противопоставить столь несвоевременно разыгравшейся чувствительности своей натуры, и был подавлен. Впрочем, эту подавленность мне было чем снять пока парни плавали по отрезку реки, на котором вся вода была забрана для плотины и кое-как сочилась между камней. Река была хороша - мощная вода с расходом около, наверное, 80 кубов могла сделать сплав лучшим за поездку. Ну, сердцу не прикажешь.
Реабилитировался я только на следующий день, когда плавали по верхней Ямуне по настоящему крикинговому участку - с довольно приличным падением и расходом, оцененным Доктором в 5 кубов, а мне так показалось, около 10. Нетрудно, но довольно весело.
Завершающие поездку два дня плавали по реке Тонс. В целом он не впечатлил - воды сравнительно немного, около 50 кубов, и сплав был не очень запоминающимся. Порадовал только тот участок, на котором к этим 50 кубам добавились еще, наверное, 20 или 30 из крупного притока. К сожалению, участок был совсем короткий, но все-таки несколько довольно веселых мест на нем мы проехали. Вот бы так всю реку - было бы бодро и замечательно!
Я пока что не могу сказать, понравилось ли мне плавать по большой воде или не очень - уж больно противоречивые впечатления остались. Большая вода давит на мозг своей мощью и скоростью, она более опасна, чем крикинг, и менее предсказуема, но теми же свойствами она одновременно и более привлекательна. Фан, конечно, совершенно ни с чем не сравнимый! В любом случае, у меня теперь есть возможность предположить, что бывает по еще большей воде - по 300 кубам или там 700 - и хочу вам сказать, что я бы хотел этого попробовать!
И вот еще что. Поездка в Индию, конечно, принесла мне просто ничем не передаваемые впечатления и экспириенс, но, думая о ее повторении, я не могу пока сказать, хотел бы я этого. Один раз там надо побывать обязательно, но большую воду можно найти и на Алтае и довольно много еще где... Не знаю пока, наверное, надо, чтобы улеглись впечатления.
Ананьев М., 02 ноября 2005 г.
| | | | |
|