| | Еще одна правда о серфинге
В народе сложился миф, что серфинг – это что-то очень романтично возвышенное и одновременно что-то очень крутое. Все мы с замиранием сердца смотрели на Киану Ривза «На гребне волны» и думали: "Bот это крутые парни! Вот у них настоящий экстрим". Серфинг показывают по всем экстремальным каналам. С помощью серфинга рекламируются товары. Вы можете увидеть серфинг даже переезжая через Литейный мост в Питере. На огромном экране. Без рекламы или чего-то такого. Просто серфинг. У серферов с экрана есть стереотип. У них всегда белоснежная улыбка, длинные светлые волосы, квадраты на прессе, загорелые плечи и приспущеные шорты. Эдакие 100процентов успешные герои экстрима.
Однажды мы с Ярославом Квасовым были осенью в каньоне Гоначхира. Холодало, из низких облаков, застлавших узкую полоску неба накрапывал дождь. Разговор неизменно сводился от женщин к судьбам русского каякинга, хотя мы и не были еще пьяны. Я говорил что-то вроде «Блин, чувак, ну вот почему серферы – это такие успешные парни, которые купаются в женском внимании и солнечных лучах, а наши героические подвиги нафик никому не сдались. Вот подохнем тут сейчас, так всем наплевать будет». Ярослав в ответ нарисовал очередную картинку: «Ну вот смотри. Серфинг. Где-то на далеких островах, на берегу океана есть озаренный солнечными лучами пляж. На песке этого пляжа стоит бар с соломенной крышей, в котором бармен в разноцветной рубашке продает маргариты. За стойкой бара сидит длинногая блондинка и восторженно смотрит на море. А в море, посреди солнечных и морских волн катается на красивой белой доске белозубый парниша с квадратами на животе и в приспущенных цветных шортах. И когда он, наигравшись, выйдет на берег, он подойдет к стойке бара, закажет маргариту, повернется к блондинке и улыбнется... А теперь посмотри на нас. Осень. Пасмурно. Холодно. Идет дождь. Мы в горах, где никого нет. Если бы у нас и были квардраты, их никто бы не увидел. И не только потому что на нас спас, потом куртка, потом терма, а потому что нахрен кто в эти горы просто так полезет. Да ты просто посмотри на каяк видео. Лодка, весло, шлем и спас. Вот все что видно. И вот когда мы доедем донизу в этом каньоне, нас никто не будет встречать восторженными взглядами.» Картинку я запомнил четко. Особенно ее контраст, потому что замерз, вода была непростая, а дождь добавлял негатива.
Романтизации серфинга способствовал еще и тот факт, что это первый экстремальный вид спорта, породивший культуру. Серф музыка. Серф одежда. Серф образ жизни. Все что происходит сейчас, например, в сноуборде, уже произошло в серфинге. Просто они начали раньше. Незримо элементы культуры серферов культивировались отечественными нюскул каякерами. Думаю противопоставление «каякер vs турист» идет оттуда же. Не знаю почему это началось. Наверное потому что всем нравилось думать о себе как о лучезарных героях экстремального спорта, а не о недоумках, которые далеко в горах в смешном снаряжении занимаются делом, которое имеет значение только для них и им подобных. Каякеры стали сравнивать себя с серферами. Говорить о каякинге как о серфинге. Одеваться как серферы. Называть друг друга серферами.
Мне кажется, все это получилось от того, что серфинга в России нет. А когда у тебя чего-то нет, ты представляешь это манящим и пленяющим. Как реклама баунти. Разве кто-то мечтал лежать потным на голом песке под пальмой, с которой на голову может свалиться кокос, и ничего не делать? Да это же пытка! Однако в России, когда нужно затемно по сугробам идти на работу, это имело смысл. Это казалось таким далеким, а потому прекрасным.
Кроме того масса зависти и тихой грусти со стороны каякерской общественности касается популярности серфинга и непопулярности каякинга. Типа «конечно, серфинг развитый спорт. В него вкладывают деньги. Вот и снарягу просто купить. И прорайдерам платят. И ваще. А в каякинге денег нет. Потому что непопулярный. Вот бы повысить массовость каякинга! Тогда бы мы сразу зажили шоколадно.»
Сейчас я живу на побережье южной Калифорнии. На родине культуры серфинга. Щас расскажу чокаво на самом деле.
Начнем с того, кто серфит. Наверное белозубые квадратнопузые парни тут тоже есть, но я их не видел. Серфят тут все. Мужчины. Женщины. Дети. Старики. Жирные лысеющие офисные служащие. Домохозяйки. Негры. Семейные пары. В каждом доме на берегу океана вы увидете серф во дворе. Часто его используют всего несколько раз. Но пробуют по крайней мере все. В этом нет ничего романтического. Серферы здесь не отличаются от остальных людей. Никакого сообщества, братства или тому подобного. Взял доску – ты серфер. Никаких стычек изза «спотов». Везде валом новичков. Не протолкнуться. Иногда рядом серфят каякеры в ситонтопах. Никто им не прокалывает шины и ничего не говорит. Серфинг стал массовым. И благодаря этому потерял культовость.
Каякеры считают серферов своими старшими братьями. А эти братья, во-первых, об этом не подозревают. Во-вторых, не любят каякеров. И, в-третьих, они друг другу не братья.
На дорогах рядом с океаном вы найдете указатели на серфинговые споты. Почти такие же как у нас указатели на улицы. В интернете - вебкамеры всех спотов. С прогнозом волны на завтра по часам. Можно вечером, уходя домой, посмотреть, стоит ли утром перед работой заехать на пляж, или направиться прямо в офис. Недалеко от большинства спотов есть серфшопы. В них можно купить или арендовать все что надо для серфа. На пляжах можно встретить таблички – «Здесь не купаться, тут серфят». И наоборот. «Тут не серфить, здесь купаются». Популярность. Кто работает в серф магазинах и инструкторами по серфингу? Серферы. Вы думаете они счастливы? Типа популяризация спорта позволяет заниматься любимым делом за деньги? Да где там! Я пришел купить доску и он должен стоять за прилавком и ее продавать. А потом я пойду ловить волны, а он останется за прилавком. Какая разница продавать овощи или доски? Не такая уж и большая.
Вот вы на доске в океане и хотите поймать волну. Будьте уверены, слева и справа от вас будет жирная тетка и малой ребетенок, которые будут ловить ту же волну. Сначала я парился насчет прав на волну. Считается, первый, кто ее поймал, имеет на нее право, остальные должны слить. И я сливался несколько раз. Потом меня переехали. Потом я сам оказался первым. Но всем было насрано на мои права. Меня подрезали точно так же как и раньше, когда я думал что не прав. Никаких извинений. Как во время давки в метро. Какой романтизм, какое братство? Фитнес!
Теперь собственно про сам серфинг. Почему-то считалось, что каякеру должно быть легче начать серфить. Это не так. Волны другие, все другое. И все заново. То что нам показывают по телеку про серф – это 1 процент из всего серфинга. Чтобы посерфить, нужно сначала забраться за линию прибоя. Это эквивалетно проныриванию нескольких бочек, идущих одна за другой. Причем, выплавь, с привязанной к тебе доской, которая дергает тебя за ногу. Если плохо ныряешь – это можно делать вечно. Каждая волна относит тебя к берегу. Пока гребешь в море, приходит следующая, и все повторяется. Дальше начинается “wave watchen”. Люди сидят на досках и высматривают волну «with your name on it». Все сидят подобно подросткам в шапках на склоне с досками, и ждут чего-то. Теперь понадобится немного знаний про волны. Потому что не всякую волну можно поймать. А чтобы ее поймать нужно разогнать доску. И еще нужно быть в правильном месте, в правильное время, так как угол гребня волны меняется. Соответственно сначала человек просто плавает туда-сюда. И никакого серфинга даже на брюхе. Дальше идет тема со вставанием на доску. То есть если все предыдущее выполнено, то когда ты будешь пытаться встать, ты будешь падать и получать реальных дюлей от волны. А потом снова нырять через бочки. И вот наконец, после многих дней упорных занятий ты смог встать. И что ты можешь делать? Правильно. Серфить вперед. Только тут и начинается собственно серфинг. Серфинг, аналог которого в лодке на валу вызывает презрительные крики из суводи. В обычном серфинге нет ничего зрелищного. Ничего более зрелищного чем в серфинге в бочке в лодке.
Серфят обычно в гидрах, потому что океан холодный. Никаких квадратов и спущеных шорт. Часто хорошие волны приносит ветер. Он же приносит и тучи с дождиком. На мелких пляжах вместо блондинок в барах сидят толстые мамаши и смотрят на плещущихся детишек.
После подобных экзекуций конечно по-другому смотришь на серфинг по тв. Воздушные фигуры выглядят просто нереальными. Серфинг подобен сноубордингу. Только с водой. И намнооооого сложнее. Лично мне это нравится. Как и в каякинге, начинать очень сложно. Нужно потратить много усилий, прежде чем просто засерфишь в бочке. Но удовольствие начинается с самого начала. И так же как я получал его, будучи новичком на хиленькой струйке в ленобласти, так я получал удовольствие от серфинга с самого начала, пока еще просто нырял через бочки. Мне нравится серфинг. Я катаюсь по несколько раз в неделю, иногда вставая в 6 утра, чтобы поймать волны перед работой. Я видел стаю дельфинов совсем рядом, лежа на доске в океане. Один раз из воды появилась любопытная голова морского тюленя. Причем он был ближе к берегу чем я. Однажды я наступил на ската. Вобщем, серфинг – это действительно прикольная тема. Но в нем нет ничего от того культа, что нам прививали.
Безусловно, это только одна сторона медали. Вне всяких сомнений, есть люди, которые живут серфингом. Которые так же ездят в своих родеобусиках в погоне за волнами. Но они такие же как и мы. Катаются под дождем, на малообитаемых пляжах. Никому не видимые, никому не нужные. Они беженцы из повального увлечения серфингом. Им, тем, кому серфинг действительно важнее всего, не нужны ни магазины, ни указатели на улицах, ни инструктора, ни популярность их вида спорта. Им нужны волны. Так же как нам нужна бурная вода. Мы, как и они, охотимся за ней, будучи невидимыми для толпы, не получая взамен ничего кроме собственно бурной воды.
Вобщем, я чего хочу сказать. «Только тот, кто своих уничтожит богов, сможет стать настоящим героем».
Серфинг романтизируют потому, что его нет в России. Каякинга сейчас в России тоже практически нет. Нам очень повезло жить в то время, когда у каякинга еще есть душа. Пускай мы сами ее и выдумали. Пока еще это спорт для избранных. Нужно приложить массу усилий чтобы стать каякером. Поэтому каякеры – это те, кому это действительно нужно. Нам очень повезло, что это непопулярный вид спорта. Повезло что каякинг не нужен никому кроме нас. Повезло, что нет толп новичков на шуйской бочке. Повезло, что в большинстве случаев, если один каякер встретил другого, он пожмет ему руку и назовет другом. Возможно, и вероятно, это когда-то изменится. Но не скоро. И нам стоит просто расслабиться, выложить болт на все эти судьбы российского каякинга и просто кататься. Это и будет настоящий каякинг.
15 ноября 2007 Перта Малкин
| | | | |
|