www.newgen.spb.su
Публикации | Новости | Community | Guestbооk

Расщелина Верхней Вишенки

2006 год, Алтай. Гостиница тети Люды в Чибите. Вечером после сплава по Мажою мы сидим с Порсевым и смотрим на его старом ноутбуке зарубежные фильмы про каякинг. На экране показывают как какой-то иностранный атлет прыгает Cherry Bomb Falls на Upper Cherry Creek. Василий говорит – «вот мы тут ездим, это фигня, а не класс 5. Вот у них настоящий класс5. Смотрите, его как из брандспойта выстрелили». Я полный благоговения втыкаю в экран. Думаю: «ногинаворотник, сейчас для меня ничего страшнее Мажоя не существует. Что же там за ужосы, раз Порсев так говорит об этом?» Ну что же. Не прошло и пары лет, как я и сам запустился из этого же брандспойта. Ловите чокаво.

Наполеон мне сказал как-то: «Несбывшиеся мечты калечат душу». Чем дольше я живу на этом свете, тем больше моя жизнь напоминает непрерывный поток сбывающихся желаний. Причем таких, о которых я даже не осмеливался мечтать. Так вот я очутился в Калифорнии, искал с кем бы пойти на Upper Cherry и уже было отчаялся, как вдруг зазвонил телефон:

- Привет. Как дела?
- Ничо. Спасибо. Сам?
- Путем. Ты еще хочешь на Аппер Черри?
- Да. Да. Очень.
- Тада встречаемся завтра на Чери Лейк в 14-00

Я не знал кто это и откуда у него мой номер. Мы встретились как и договаривались на Чери Лейк. Это были двое парней из Сакраменто. Томас и Тейлор. С Тейлором мы плавали в марте Каньон Лысый Камень (Bold rock canyon). Он молодой марихуанейро, но при этом очень хороший каякер.

Как говорят местные, в Калифорнии почти нет начинающих каякеров. Здесь речки либо класс2, либо класс5. Но и класс5 рознь классу5+. Одно дело всякие South Silver и Golden Gate. И совершенно отдельная тема – High Sierra runs.

Таких рек в Калифорнии 7. По пяти из них сплав разрешен при наличии пермита (нужно просто зарегестрироваться у рейнджера перед тем как начать сплав). Все эти речки хорошо показаны в фильме Джона Грейса «7 rivers expedition». Верхняя вишенка (Upper Cherry) считается «вводной» в High Sierra Runs. Ну что же. Введу-ка себе вишенку.

Речки в здесь особенные, так как практически все горы Калифорнии состоят из сплошного гранита. Верхняя вишневая речка напоминает ручеек текущий между идеально гладких пологих гранитных булок. Здесь очень важно угадать правильный уровень воды. Почти вся речка заключена в отвесный каньон с 500м стенками. Если воды слишком много, до конца не доедут даже уши. Если мало – нужно будет идти вниз пешком.

Но пока что я ничего этого не знал. А просто надел на плечи лодку, а на ноги шлепки и пошел вслед за Тейлором. Надо мной часто посмеивались. И за мои шлепки – американцы все в модной хайкинговой обуви, и за коньяк во фляжке – они несли с собой яблоко для курения и шишки. Видели бы они Василия Порсева в его шлепках совершающего переходы Суворова через Альпы. Не стали бы смеятся над моими кроками. Впрочем, кроки не выдержали 20км хайкинга и умерли.

Через 500 метров я спросил у Тома: «а мы скоро уже придем?». Он ответил: «да, за следующим поворотом». 20 километров по горам с лодкой и барахлом за плечами в шлепках – очень тяжело. Ужасная жара, отсутвие воды и куча комаров. Мы шли пока не стемнело. Когда стемнело упали и уснули. На утро снова встали и снова пошли. Когда к середине дня мы добрались до пут-ина, я был выжат как лимон. Я снял лодку и уснул. Через полчаса меня разбудили чтобы начать сплав. Все тело ломило, как будто меня долго били. Сплавляться в таком состоянии на груженой лодке крайне трудно.

Уровень воды у нас был средний и начинал падать. Первый день был типичная затяжка. Мы плыли между высоченных скал по пологим веселым слайдам и чем дальше продвигались, тем очевиднее становилось, что назад дороги нет. К вечеру мы добрались до бревна посреди реки. Визуально ничего не изменилось. Но за следующим перегибом начинался «Каньон Вишневая Бомба» - Cherry Bomb Gorge.

Я оставил лодку и все сплавное и пошел пешком вокруг гигантской гранитной булки, чтобы добраться до лагеря. Пейзажи просто поражают своей грандиозностью. Гладкие отполированные стенки начисто лишены какой бы то ни было почвы. Расстояния и размеры такой величины, что можно не вооруженным взглядом увидеть цвет толщи воздуха. Большинство американцев описывают этот дизайн природы как лунный. Но он наполнен жизнью. На моем пути вниз я встретил касулю, которая ускакала от меня по этим камням, отталкиваясь всеми четырьмя капытами одновременно.

Через полчаса ходу я увидел людей внизу и понял, что это знаменитая стоянка Чери Бом. Отличное место для ночлега в самом сердце реки. После каньона Вишневой Бомбы, но до нижних каньонов. Казалось до костра рукой подать, но нужно было еще спуститься по плоскому гранитному лбу. Он был не таким уж и крутым, но поскользнись я один раз, катиться нужно было бы далеко вниз. Тихими стопами, тихими стопами я наконец добрался до низу, подошел к костру и сказал: «воцап».

Это было лучшее время для того чтобы сплавляться по Верхней Вишне, поэтому здесь были каякеры со всей Калифорнии, а так же иных пригородов американского королевства. Если бы это было в России, это наверняка было бы «священным для всякого водника местом». «Стоянкой для избранных» и пр. Тут же была целая толпа народу и никакого пафоса. К кому-то из каякеров пришла пешком жена с собакой и принесла пиво. Шла вроде пару дней всего. А под конец привалили ваще двое чертей с маленьким рафтом. Уж не знаю, что они с ним собирались здесь делать. Некоторые каякеры отвисали здесь по нескольку дней, занося лодки на выход Чери Бома, для того чтобы проехать «Чайные чашки» еще и еще раз. Tea cups на американском каякерском сленге означают идеальные пул-дропы. Вертикальные сливы в чашку, а затем в следующую, а затем в следующую. Я так устал, что поужинал, упал на нагретый палящим солнцем камень и проспал 14 часов подряд.

Утром я проснулся в чрезвычайном волнении. Последний раз я так волновался в Уганде перед тем как ехать Итанду. Не из-за того что порог настолько страшен (хотя порог действительно серьезный), а из-за того, сколько я наслушался и насмотрелся про него до того как здесь очутиться. Чери Бом для меня был легендой. Чем-то, что могут делать только те модные и очень умелые каякеры из американских видео фильмов, на которых я вырос в Питере. И вот сегодня настал мой черед. Черед разрушить очередной миф в моей голове.

В телевизоре показывают только один дроп – Вишневую Бомбу. Иногда еще пару дропов ниже. Но на самом деле, это очень маленькая часть того, что там есть. Просто до остального не добраться с камерой. Стенки отвесные, суводи маленькие. Чери Бом Горж – это каньон длинной в несколько километров, состоящий из непрерывных водопадов. Стены настолько отвесные, что, думаю, это был бы рай для бейс джамперов, если бы здесь можно было прыгать.

Мы уселись в лодки и начали падать вниз. Все начинается небольшими дропами и слайдами, неумолимо уводя вглубь каньона. В какой-то момент мы остановились и вылезли на камень. Мы стояли прямо над самим «брандспойтом». Над чери бомом. Просмотреть каньон невозможно. Если ты здесь впервые, то нужно чтобы с тобой был кто-то, кто знает линию движения и скажет тебе куда прыгать. Героизму первопроходцев стоит только удивляться.

Чери бом фолс в кино показывают обычно снизу. От этого совершенно непонятен характер препятствия. Во-первых, до момента отрыва есть еще разгонная горка, которая в кадр не влезает, но по высоте не ниже самого дропа. Но это еще полдела. Самое сложное – приземление. Большая часть воды течет в карман с круглой дыркой. Куда можно просунуть голову, но откуда нельзя вылезти. Но даже если и вылезешь – куда деваться. Без лодки ты пропал. на встречу приключениям. Для того чтобы не попасть в карман нужно разогнать лодку как можно дальше к левому берегу и прыгать косым буффом. Кроме того, даже если ты не попал в карман, нужно удержать контроль над лодкой, так как через три метра после приземления срез следующего водопада, где можно серьезно повариться. Сам по себе водопад и бочка не очень-то страшные. Но если ты вылезешь из лодки, тебе будет просто в нее не забраться. Все стенки совершенно отвесные и гладкие.

Если кого замоет в пещеру, можно обойти Чери Бом с другой стороны и кинуть морковку. Поэтому мы с Тейлором оставались на страховке и были последними из нашей банды, кто сбросил себя с этого водопада.

Все вроде шло хорошо. Но Матиас – волосатый двойник В.Порсева из Аргентины – выстрелил свою лодку ракетой со среза не под углом, а прямо в стену. Приехал в бочку, посерфил, посетил пещеру и продолжал бороться за жизнь, когда мы с морковками понеслись его выручать. К счастью все закончилось благополучно и он отгребся не покинув судна.

С нами был Рик. Это был его 10ый сезон на верхней вишенке. Не смотря на это он ужасно волновался перед прыжком. Раз за разом он репетировал и повторял вслух последовательность движений: «Выход из суводи правым дуговым. Два гребка поперек струи траверсом к противоположному берегу. Нос налево. Толчок справа. Летишь. Ждешь. Опора на тыльную сторону левой лопатки. Проводка. Гребок вперед слева. Буфф под правую руку.»

Мы остались вдвоем. Тейлор сказал, что он постоит, чтобы снять меня на фотик и подстраховать. И что он в страховке не нуждается. Я мысленно повторил комбинацию Рика. Оттолкнулся из суводи, начал катиться вниз по слайду все более разгоняясь. В этот момент нужно сделать три мощных гребка, чтобы уехать как можно дальше влево и удержать нос на левый берег. Отрыв. Лечу. Тут Рик говорил просто сидеть ровно, никуда не кренить лодку. Но инстинктивно хочется подставить дно под приземление. Я немного перебрал с креном и приземлился на левый борт. Не удержался на опоре, перевернулся и быстро встал с обратной стороны. Как раз с веслом готовым для следующего толчка на буфф со следующего слива. Сбуффил, зачалился и стал ждать Тейлора.

Тейлора никто не страховал сверху, поэтому ему нужно все было сделать отлично. Я за него не волновался, так как он среди нас всех был, пожалуй, самым сильным каякером. До этого я ни разу не видел, чтобы он ошибался. Теперь мне предстояло это увидеть. Он вылетел немного правее чем нужно, перевернулся, встал, отгребся из бочки, но упал лагом со следующего слива и начал очень продолжительное родео. Если он сейчас вылезет, вротмненоги, будет просто кромешник. Он серфил наверное полторы минуты. Но в итоге выехал в лодке. Пошлепал себя по голове жестом «Джабе», что у американцев означает «я в порядке». И поехал дальше. А я за ним.

Чашки между водопадами были недостаточными чтобы вместить всех 8 каякеров. Поэтому мы ехали парами. Калифорнийский каякинг давно научил меня ездит по verbal beta. Это когда в суводи тебе говорят, например, – заходишь два фута правее центра, нос направо, буфф, слева камень, едешь к правому берегу, второй буфф, суводь под левым берегом. Видно только срез. И вот ты начинаешь валиться и делать то, что сказали. От адекватности того насколько правильно тебе рассказали и насколько точно ты выполнил инструкции зависит успех твоего прохождения. Кстати, это был афигенный стимул учить английский язык.

Следующие 40 минут я непрерывно падал, останавливался, падал и снова заходил в суводь. Наконец я выплыл в своей лодке с цветочками из этого ужасающего каньона. Я был вне себя от счастья. Это ощущение ни с чем нельзя сравнить.

Был полдень, а нам нужно было к вечеру добраться до тейк аута. Мне казалось, что я проехал самое страшное – Чери Бом Горж – и теперь мне уже все ни по чем. В фильмах же больше ничего страшного не показывали. Как я ошибался! Все только начиналось.

Все путешествие в щелку верхней вишенки было очень трудным физически. Я все время был ужасно усталым. Но я не подозревал, что это только начало. Итак, мы проехали чери бом, сложили шмоточки в корму лодки и поплыли вниз.

Сразу же за поворотом нас ждала реальная дырка со сливом. Нужно было просто зажмуриться и метнуться в нее. Следующим был водопад «clean 20». В переводе – чистые двадцать футов. Но Том сказал, что он очень волнуется. Так как слив совсем не такой чистый как о нем говорят, и там явно больше двадцати. Мы переименовали его в “dirty thrity”. Примечателен этот водопад тем, что заходить в него нужно траверсом и продолжать грести уже почти во время отрыва. И только последним гребком можно выровнять лодку носом по течению. Все прошло успешно, несмотря на волнения Тома.

Я по «вербал бейта» проехал еще несколько порогов за Тейлором, который рассказывал куда мне прыгать дальше. И вот мы попали к double pothole. По-русски – «двойной карман». Отвесные стенки. Не выбраться. Не обнести. Не просмотреть. Видна линия среза. Я получил следующие инструкции:

«заходишь в слив немного слева, потому что в центре будет камень, но когда начнешь падать, тебе нужно оказаться ближе к центру. Потому что слева карман. Но и не далеко направо, потому что справа карман. Дальше у тебя есть два гребка вперед и следующий слив. Нужно сделать поздний-поздний буф с левой руки направо, так как внизу большая бочка.»

Дальше парни оттолкнулись от берега и скрылись за срезом. Я сижу один слева стена, справа стена. За спиной слив. Передо мной срез. Я попробовал повторит в мозгу все что мне сказали. Это не дало мне никакой картины о том, что же там на самом деле. По их рассказам – везде бочки и карманы. Но делать нечего. Набираю много воздуха, подъезжаю к срезу ровно в том месте, где скрылись они и швыряю свою тушку с лодкой вниз.

«Парни конечно оказались правы. Нужно было быть не слишком влево, не слишком вправо и сделать поздний буф.» - подумал я всплывая в кармане – «хорошо хоть на ровном киле». Держу крен и старательно отгребаюсь. Главное не паниковать. Передо мной слив с которого я только что сверзся. Метров 6 наверное. В двух метрах от меня срез следующего водопада. С большой бочкой и поздним буффом. Гребу, отпихиваюсь от камня... Вроде отпускает. Толкаюсь от стенки кармана и сразу же начинаю валиться вниз со следующего слива. Толкаюсь поздно как только могу и наклоняюсь вперед. Нос выныривает, корму кусает. Наклоняюсь вперед и гребу еще сильнее. Уффф. Отпустило. Оборачиваюсь назад. Кричу. Такое с наплыва я еще никогда не ездил.

Ну да что там. Легка беда начало. Самый стремный водопад впереди. К счастью у него есть обнос, которым я сразу же и воспользовался. Тейлор чесал репу. До него его прыгали только несколько человек. Первой была Никки Келли. Это такой водопад, где нужно делать траверс уже после отрыва от струи. Никки этот траверс не удался и она финишировала длинным заплывом в кармане с вертикальными стенками. Поэтому этот водопад назвали “Kiwi in the pocket” – «Киви в кармане». Киви – так называют новозеландцев. Ну в итоге и Телор присоединился к нам на обносе, но порбурчал под нос, что «Тогда прыгну водопад Мертвый Медведь». Он был сразу за Киви в кармане.

Dead bear falls - это довольно чистый слив метров 12-15 в высоту. Заход перегорожен булыжником. Поэтому нужно сесть на камушке правого берега и сделать тюлений старт прямо непосредственно в водопад. Тейлор уселся, я его попридержал, он оттлокнулся и улетел вниз. Всплыл. Том с лодкой обнес и уже ждет внизу. Мой черед. Я пристроил лодку на камушке и стал в нее залезать. В метре слева от меня водопад, а я засовываю себя внутрь своей белой пластиковой капсулы чуть дыша. Не дай бог сейчас лодка покачнется, соскользнет и я в таком разобранном виде полечу вниз. Наконец задраил юбку и взял весло. Готов. Толкаюсь, начинаю валиться и тут мой нос попадает под камушек, я останавливаюсь и меня начинает переворачивать. Это как раз тот момент, где нельзя сказать «пес с ней с опорой, потом встану». Нужно опираться до последнего. Каким-то неимоверным паучим движением я вернул лодку в нормальное положение и полетел вниз. Летел долго. Долго долго. Под конец зажмурился. Могу сказать что зажмурился чтобы вода не попала в глаза. Но совру. Зажмурился потому что страшно просто капец! Тейлор надо мной за это подшучивал и говорил, что смотреть вниз когда летишь было самым интересным.

Ну тут я думал что уже все. Мы прыгнули все самое страшное. Каво там! Перед нами было еще два каньона. Следующий был не особо сложным, но завален булыжниками, а потому довольно опасен. В какой-то момент мы приехали к завалу с сифоном. Зачалились и начали обносить. Том уже перебрался ниже по течению. Тейлор вылез на камень и я передавал ему лодки. В какой-то момент он чуть задержался и не поймал мою лодку, лодка потянула меня вниз, я оступился и упал в воду. В мгновение ока меня понесло в тот самый сифон, который мы обносили. Я греб наверх, но ничего сделать не мог. Тейлор пытался дать мне руку – безрезультатно. Я попытался зацепиться за камень, но течение было таким сильным, что меня в момент оторвало и утащило под камень. Все произошло в доли секунды. Вот так. На обносе. Мне повезло и сифон был промывной. Когда я выплыл внизу Томас не понял откуда я взялся и почему плыву. А Тейлор смотрел на меня широко раскрытыми глазами. Он думал что только что видел чью-то смерть.

Мы продолжили сплав. Я был смертельно уставшим. А пороги не кончались. Верхняя вишенка просто не хотела нас отпускать. Непрерывные дропы, пороги и слайды. В числе прочих ужасов была воронка. Не очень мощная, но радиусом метров в 7. Тейлор катался в ней наверное минуты 4. Не переворачивался, но и выйти не мог. Мы объехали, хотя воронка была практически через всю речку.

Дальше снова и снова были дропы. Руки болели от непрерывных буффов. Все болело. За последним каньоном уже виднелось озеро. И казалось, что все должно было уже кончиться. Но не тут-то было. До самого последнего момента мы ехали по бурной воде. Речка даже в озеро впадала водопадом.

Наконец последний слив пройден. Казалось бы все. Но вишня не отпускала. Боролась до конца. Перед нами оказался затор на воде из бревен. Они были полуразложившимися. Зеленого цвета. И пахли рвотой. Минут 20 мы проталкивались через них. Потом гребли несколько миль по озеру. Потом опять подняли лодки и несли их еще километр до места, где смогли переодется. Но тут мы обнаружили, что нашей машины нет и за ней нужно подниматься наверх. Я сел на лодку, дунул и заснул. Парней кто-то подбросил и через пару часов мы засовывали вещи в грузовик Томаса.

Ну что же. Это введение в калифорнийскую классику класса 5+. Все в отдельности идется без проблем. Но я еще никогда не плавал по такой сложной воде настолько физически измотанным. Я был полностью истощен.

Я вспомнил слова Рика: «После того как я проехал Апер Чери первый раз, я сказал себе что больше никогда не вернусь сюда. Я повторяю себе это каждый год. И следующим летом снова возвращаюсь, чтобы пообещать себе никогда сюда больше не ходить. Это ужасно сложно, но чертовски здорово»