www.newgen.spb.su
Публикации | Новости | Community | Guestbооk








Как мы съездили в Уганду

Про Африку вообще и Уганду в частности - немного пафоса, как водится

Уганда удивительная страна. Уже третий раз я там побывал – и каждый раз, выходя из самолета во влажный теплый воздух и видя lake Victoria, огромные характерные деревья на горизонте и конечно же красную землю, чувствую себя счастливым. Может, я в прошлой жизни жил где-то в тех местах, или это генетическая память. Не знаю.

В отличие от другого культового африканского плейспота в г.Ливингстоне, в Уганде Африка почти не адаптированная. Ну, то есть, без кемпингов для белых, наверное, нам там не выжить, но кемпинг это небольшое пространство. Выйдешь за ворота – и тебя радостно встречает черный континент в лице своих детей-бодабод и других представителей. Африка как она есть.

Не могу сказать, чем Африка так привлекает. Ну картинки не как у нас. Ну тепло. Ну люди другого цвета. Довольно много где все по-другому, чем у нас - но, казалось бы, что в этом такого. Африка, друзья, это потрясающее место – сильное, мощное, огромное и во много раз более живое, чем, например, Европа. Побывайте там обязательно, об этом словами не расскажешь.

Несмотря на мрачные прогнозы, в той части Уганды, где мы были, практически ничего не изменилось. Такая же теплая погода – только в позапрошлом году дождей не было, а в этом иногда бывали. Не больше, чем у нас летом, ничего особенного. Те же люди, никаких повстанцев или чего-то такого. Те же ужасающие насекомые. На дереве, под которым мы поставили палатки, сидел огромный засохший не то жук, не то какое-то другое воплощение кошмара. Ну не с кулак, но слово «огромный» это почти документальное определение. Аня сказала, что скорее всего из него вылетела какая-то бабочка – наверняка красивая – и на дереве только хитиновый покров. Еще в бар в Хэйри Лемоне заползла змея – небольшая, ярко-ярко зеленая и очень тоненькая. Веселая такая. Аня сказала, что она не только не ядовитая, но у нее даже рот не открывается чтобы укусить, потому что она питается насекомыми. Ну вы поняли, Аня много знает про окружающий мир. На зависть.

Так как в Уганде жители черного цвета и собственного как бы это сказать мировосприятия, местные белые там живут отдельно и особенно. Это не такие ребята как мы все. Это люди, которые живут в довольно опасной среде – одно неверное движение и тебя съедят. Ну или не съедят - сейчас, наверное, никто уже никого не ест - просто убьют как-нибудь ужасно. Поглотят. Или даже не движение, а просто так уж сложится – изменится настроение местных, или сменится правительство. Кемпинг или другой небольшой бизнес в Африке наверняка прибыльнее, чем в Австрии или Италии, но намного более рискованный. Однако они ищут свои способы взаимодействия с местными, со всем этим чужим для нас окружающим миром, и никуда не уезжают. Например, администрация рафтовой компании Nile River Explorers учит и берет на работу местных сэйфети-каякеров, дает работу местному частному бизнесу типа бода-бод и Буджагалли-чапати-компани и всячески поддерживает контакт. При этом местных на территорию кемпинга просто так не пускают, все окружено сеткой, на входе стоит будка с охранником, по ночам по кемпингу ходит черный парень в плаще и с луком, и выглядит он совсем не комично. Роб из Хэйри-Лемона наоборот, отгородился ото всех забором и рекой, никаких теплых отношений не поддерживает и даже наоборот, пресекает их полностью, и только унылые черные, ассоциирующиеся с дядей Томом, трещат на его газонах ручными газонокосилками или выносят к ужину блюда с салатом и макаронами. Роба жители окружающих деревень недолюбливают, как я заметил.

У них у всех свои отношения с Африкой, и все строят их сознательно, потому что если этого не делать, наверное, получится плохо.

Они как-то все между собой знакомы. Ездят друг к другу на party по субботам, здороваются, общаются, поддерживают контакт. Это довольно цельный мир, белые в Африке. Наверное, иначе не выжить. Но не уезжают. Может быть, это наивно и романтично так думать, но мне кажется, я знаю почему. Потому что на этом континенте Африка, а больше ее нигде нет.

Забавно плавают местные каякеры. Все движения немного нелепые, встают они бывает не сразу, лодка какая-то полуубитая, весло - как у парня, который фигарит каждый день Итанду для рафтеров - вообще может быть с оторванной половиной лопасти - но они плавают очень легко, несуетливо и эффективно. Немного похоже местные водители водят свои полуубитые машины. Есть в них что-то от животных что ли. Так же примерно и сама Африка. Она берет тебя за душу с похожей непосредственной и неуклюжей простотой - и больше не отпускает. Или отпускает, но не всех и не сразу. Меня - нет.

Как я поплавал

Так уж вышло, что я в мае вывихнул плечо, пропустил весь сезон, и собственно поехал в Уганду раскатываться, решив, что теплая, несложная и знакомая вода, а заодно возможность эвакуации практически в любой момент сплава - это то что надо.

Восстановление после довольно удачного варианта вывиха происходило так. Сначала я месяц ходил в фиксирующей повязке. Потом еще месяц без нее. Потом еще месяц потихоньку делал разные гимнастики для восстановления атрофировавшихся мышц. Потом начал закачивать - набирать утраченную мышечную массу. Заодно пытался избавиться от слоев наросшего жира, но с каким-то довольно вялым результатом. За две недели до поездки я был в более-менее сносной физической форме для того, чтобы попробовать поплавать. На все это ушло полгода - убравшись на первомай, я начал кататься в самом конце октября. Восстановительные процедуры происходили под контролем медицины и личного тренера. Упражнения для восстановления подвижности мышц мне описал Саня Михелев. Все по-научному.

Несмотря на несколько тренировок на невской воде, где я перед поездкой приучал уже почти восстановившиеся, но отвыкшие от каякинга, мышцы грести, я немного сомневался поначалу. Не разучился ли грести, не разучился ли чувстовать воду, не разучился ли, к черту подробности, вставать - все было загадкой. Поэтому спускаясь в первый день с лодкой по лестнице к Нилу, я был немного неуверен. К счастью, все оказалось на месте. Вставать не разучился, грести более-менее греб как обычно, крена понимал не хуже чем раньше - и даже заехал на небольшой валик под кемпингом NRE, знакомый участникам прошлогодней поездки, без особых проблем. Хотя это в первые заходы нетривиально - поначалу обычно трудно угадать, куда принесет широкая струя, поворачивающая перед валом.

Однако меня подстерегало другое - оказывается, больше всего отвыкло от каякинга ощущение, расположенное в районе сфинктера. Не то еще не окончательно отошедшее после травмы тело требовало покоя и противилось непредсказуемым нагрузкам биг-волюма, не то просто психика отвыкла, но плавать было довольно страшно. По порогам-то нет - обычные пороги там нестрашные, а остальные мы не плавали - а вот заезжать на вал было как-то неприятно. Я не форсировал - фобия вполне могла оказаться оправданной, а повторный вывих исключал все дальнейшие мои планы на еще год как минимум. Приезжал на вал, делал несколько заходов пока был свежий - и уезжал тупить в кемпинг. Только к самому концу поездки тело поняло, что все в порядке, и сфинктер отпустило.

Сплавлялись тоже совсем немного - полный рафтовый день с самого верху до Итанды в начале и еще заезд от Калагалы. Причем даже Калагалу не поехали - было лень и мне еще немного боязно за возможные последствия первого гребка после дропа. Как я писал в онлайне, из сплава очень порадовал Сильвербэк - из-за перекрытой дамбой соседней протоки он стал вдвое примерно больше и намного веселее. Веселье, собственно, простенькое - приезжаешь в вал, тебя перешибает, ты встаешь, потом еще раз сильно перешибает очередным - всего, как говорили рафт-гайды 4 вала. До стройки переворотов можно было избежать, а сейчас не уверен. Но все промывает и совершенно безопасно, за что мы и любим Нил!

Таким образом спортивная часть поездки свелась для меня к тому, чтобы поплавать в версии супер-лайт и понять что можно жить дальше. Что, в общем-то и требовалось.

Полезная, наверное, информация

Сплавной участок на Ниле в Уганде (этот отрезок Белого Нила называется Victoria Nile) делится на две секции. Первая подлинней и поинтересней, почти на целый день порогов и прогонов между ними. Прогонов больше. Она начинается в верхнем кемпинге. Вторая короче, и на ней порогов мало - зато она начинается с приятного Kalagala falls и заканчивается в нижнем кемпинге.

Верхний кемпинг это центр жизни. Там живут рафтеры, там бар, два ресторана, местный сувениринг и чапатинг. Там даже не один кемпинг, а два - и еще плюс к тому VIP-лодж для очень белых. Почти каждый вечер там праздник. В верхнем кемпинге живут чтобы сплавляться - полный рафтовый день, часть дня до порога Silverback, откуда можно задешево приехать назад на мотороллере boda-boda, различные протоки Bujagalli falls, откуда, насколько я помню, можно вернуться назад пешком. Под кемпингом есть несколько разных маленьких плюх, на которых можно раскататься в начале поездки или немного размяться утром. Настоятельно только рекомендую незнакомым с Нилом спортсменам не сплавляться в первый раз самим - под кемпингом течет море разливанное, часть которого может привезти в неприятные места, а просмотреть или обнести удается не везде из-за буйных джунглей. Ну то есть вы не пропадете, наверное, но можно наприключаться. А можно и пропасть, в общем-то - не знаю, как получил свое название порог Widow maker, но почему-то же он так называется! Лучше всего подойти к администрации кемпинга и попроситься присоединиться на лодочках к рафтерам. Они провезут по безопасным протокам, вернут на грузовике в кемпинг, накормят в пути ананасом и печеньем, вечером дадут пива и еды и возьмут за все всего 10 долларов. А где плавать дальше, вы уже после этого, я думаю, разберетесь.

Нижний кемпинг это Hairy Lemon. Он находится на небольшом острове. Рядом с ним - один из лучших фристайл-плейспотов мира, вал Nile Special. В кемпинге есть бар, чиллаут и место для сна. Больше там нет ничего. Кто-то вспоминает пионерский лагерь, кто-то дачу - у всех разное детство. Оттуда, чтобы скоротать ожидание воды на Nile Special, можно ездить к началу второй секции на Kalagala falls, но полтора часа сплава не сильно развлекают. Поэтому если Nile Special работает - это рай для любителей вального родео, а если нет - центр испытаний себя на способность к безделию. Это непросто. Вы можете, конечно, запастись книгами и играми, но это не спасает.

Катание на Nile Special имеет свои особенности. В прошлом году на него можно было зайти только по веревке, а работал он только по вечерам. В этом - с 1 ноября по 1 декабря вода больше, и довольно часто можно было заходить без веревки, а работал вал почти весь день. Зато в прошлом с утра работал третий вал Club-wave, а в этом ни разу. И еще примерно до двух часов дня был отличный Dog-wave на участке ниже Kalagala, и, видимо, с 1 декабря этого года он опять заработает. Серферская тема - ждать и искать волну!

Про кемпинги есть две хорошие новости. В верхнем кемпинге NRE теперь есть горячий душ. А в нижнем - электричество.

Из аэропорта надо добираться на такси. Оно стоит 70 долларов машина. В машину влезет с комфортом 3 человека с лодками. Не мешайте водителям вязать лодки - они сами лучше знают, как это делается! Ну или так думают. Проследите только чтобы лодки не могли улететь и не беспокойтесь о помятой крыше авто. Если вам жалко спасконец, возьмите лучше стропы привязывать лодки - довольно часто у водителей вязать нечем. Если не жалко - вяжите спасконцом, как это делали мы. Если вас больше трех, возможно, имеет смысл договориться о трансфере заранее. Рекомендую - да и, кажется, все рекомендуют, и, возможно, другого варианта-то и нет - договариваться с Джеми из kayakthenile.com. Мы с ним договаривались два раза - один раз нас встретили, один раз нет. Если вы хотите начать с верхнего кемпинга, как я бы очень советовал, ваша цель - деревня Bujagalli, обычно таксисты знают. Это - на случай, если все же не знают - надо доехать до города Jinja, а там найти уже легче. Ехать из аэропорта - не знаю почему, но почему-то уже второй год подряд меня об этом спрашивают - около 3 часов.

О деньгах. Проживание в кемпинге Hairy Lemon включает в себя довольно однообразное трехразовое питание и стоит в варианте кемпинга 25000 угандийских шиллингов. Койка с сеткой в шестиместном дорме - 30000. В верхних кемпингах получается примерно так же, наверное, но из-за большего количества соблазнов обычно выходит подороже. Пиво, мороженое, вкусная разнообразная еда - оно того стоит! Переезд из верхнего кемпинга в нижний - 40000. Такси из нижнего кемпинга на Kalagala - 40000. Курс шиллинга меняется, но равен примерно 1700 шиллингов за доллар США.

Рекомендую живя в нижнем кемпинге в свободный день съездить в столицу Уганды Кампалу общественным транспортом - сначала до деревни Nazigo на бода-боде, а оттуда на маршрутном вэне матате (matata). Это занимает 3 часа в каждый конец и стоит около 15000 шиллингов в совокупности. Впечатления незабываемые. Хотя вот Жене Наполеону не понравилось категорически. В Кампале отличный сувениринг - надо, доехав до центра города, сесть на бода-боду, они там почти на каждом углу, и велеть везти себя на craft-market. Очень важно не забыть название деревни, в которую надо будет вернуться - в Кампале никто не знает кемпинга Hairy Lemon! Nazigo. Nazigo. Знали бы вы, сколько раз я повторял про себя это слово пока запомнил - и попробуйте представить себе, после какого приключения мы поняли, что это надо запоминать! Напротив крафт-рынка есть кофе-хаус. Там единственный, наверное, в Уганде вкусный кофе и занятный интерьер. А. Еще важно. Т.к. Hairy Lemon находится на острове, переправа туда происходит на местной лодке. Эта лодка работает до 18:00, после чего на остров можно попасть только вплавь - это надо иметь в виду при заезде, но особенно важно при поездке в Кампалу. Потому что при заезде у вас есть хотя бы своя лодка, а вот переплывать Нил в темноте с сувенирами в зубах это то еще развлечение.

Немного о безопасности. В Уганде очень сильна малярия, от нее надо предохраняться всеми возможными методами. Пить или не пить предназначенные для профилактики таблетки - вопрос неоднозначный. Есть lariam, есть malaron, по поводу обоих лекарств я слышал и хорошее, и плохое. Сайд-эффекты от обоих какое-то есть, но и как превентивная мера так или иначе они, видимо, работают. Решайте сами или советуйтесь со своим лечащим врачем. Имейте в виду, что 1) от малярии можно умереть довольно быстро, за 3 дня, 2) в нашей стране - в Санкт-Петербурге-то уж точно! - о малярии практически ничего не знают и лечат как сто лет назад почти без преувеличений и 3) малярия в некоторых видах живет в организме еще несколько лет, и после поездки не надо думать, что все закончилось. Независимо от того, что вы решили с таблетками, надо еще по вечерам пользоваться всякими противокомариными спреями, карандашами и проч. и лучше бы носить длинную одежду, обязательно спать под сеткой и строго следить, чтобы комары туда не залетали. Это все не лишние предосторожности, а необходимость. Лучше всего в первые же дни съездить в Джинджу и купить лекарство от малярии в аптеке. Все равно оно вам понадобится при выезде - т.к. вы можете быть уже заражены, но активной стадии не наступило пока что. Хороших лекарств от малярии в России не продают вообще - а в Европе оно стоит 50 евро против 15 долларов в Уганде.

Ну и вообще не расслабляйтесь. Природа в Африке буйная и может вас поднакрыть собой в любой момент. Смертельно опасные змеи, огромные страшные насекомые, ядовитые растения. Смотрите под ноги, избегайте колючих кустов и кустов вообще. Местные жители в целом мирные и скорее доброжелательные, но они черные, а вы белые, и это для них тоже важно. Избегайте конфликтов и сложностей. Держите при себе кошельки и прочие ценности. Следите за собой, будьте осторожны. Следите за собой.
Африка чудесное место, но там надо быть немного в тонусе чаще всего.

Не ссыте, все будет хорошо!

Титры

Ездили в Уганду с 27 октября по 10 ноября.
Ездили втроем - Аня Орлова, Женя Наполеон и я.
Ане с Жене я хочу сказать большое спасибо за поездку - они оказались очень приятной компанией. Я рад, что мы съездили вместе, и очень рад, что познакомился с ними ближе. Спасибо! Жаль, что написал об этом только в титрах - до того получалось как-то не к слову.
Летали Бритиш Эйрвэйвз. Они очень лояльны к каякерам, и только возникшая с 1 ноября необходимость весь багаж, включая лодку, укладывать в одно место немного огорчила - но это не страшно.
Целую всех.

Ананьев М.
22 ноября 2007 г.