www.newgen.spb.su
Публикации | Новости | Community | Guestbооk








Замбези. Что я там видел.

Не знаю, честно говоря, как рассказывать о Замбези. Легендарные места, легендарная река; трудно найти верный тон - с одной стороны не скатиться в мировой пафос, а с другой не начать скучно перечислять технические подробности порогов. Известные, кстати, довольно многим по фото, видео и даже специальной статье Э. Джэксона. Попробую поэтому описать свои эмоции и впечатления от каждого порога и всего вообще.

А, перед этим еще сообщу, что расход на реке какой-то очень большой, я таких расходов не понимаю и считать не умею. Арсен оценил, кажется, в 500 кубов - в мою версию, что от 200 до 600, это укладывается. Поэтому ко всем существительным, обозначающим водные структуры, надо приписывать по очереди и в зависимости от значения слова «огромный», «мощный» и «страшный» и их синонимы и производные. То есть фразу «на заходе в порог стоит вал, на выходе воронки» надо читать как «на тошнотворно ужасающем заходе в огромный порог стоит циклопический вал, на парализующем страхом выходе мощнейшие воронки». И добавить «в которых кружатся и то тонут, то вновь всплывают трупы бегемотов» - для некоторого гротеска.

До #4 особо ничего нет. Только довольно томительное ожидание. Поначалу очень, скажу вам честно, томительное - только к концу нашего пребывания немного отпустило. Этот спуск, в течение которого ты молча и как-то небыстро передвигаешь ноги на жарком солнце. Этот процесс внизу - пописать, одеться, размяться, положить лодку на удобное место, засунуть тапки и бутылку с питьевой водой, залезть самому, застегнуть все придуманные изобретательным Корраном застежки, одеть юбку, проверить ее, еще пару разминочных движений, опять проверить юбку, взять весло и плюхнуться в воду. Траверс выходной струи #1 - она может привезти в прижим, нестрашный, но на общем эмоциональном фоне неприятный. Я через эту струю переезжал примерно в одном случае из двух - во втором, оценив шансы все-таки приехать в скалы, возвращался обратно к месту старта. Ну или иногда с первого раза, но зато в следующий день с третьего. Как пойдет.

Кажется, в #2 есть вал, на котором по легенде любит покататься Стив Фишер - или это был #3, не помню. А, и еще был другой вал, небольшой, вполне катальный, но без перезахода, где мы встретили Нико Чейссинга. Все эти незначительные подробности почему-то почти не запомнились, значение имело только одно - как сегодня пройдется Morning Glory. Кажется, дело в том, что напрягшиеся при вжимании головы в шею мышцы как-то нарушают приток крови к голове - ну или в чем-то похожем, это специалисты разбираются.

#4, Morning Glory. Когда уже подъехал к заходу, дальше все просто - надо проплыть немного по ответвлению под правый берег, а потом из-под него постараться уехать по максимально влево. По дороге между выходом на основную струю и низом большие валы, а струя фигачит в правый берег, в серию карманов. Вот и все. Каждый раз, когда я доезжал до низу, я очень радовался. Очень. И каждый раз, когда переворачивался в структурах на заходе или посредине, очень огорчался и очень хотел побыстрей встать обратно. Даже очень-очень. Потому что приключения в кармане представлялись вполне реальными и неприятными. Хотя Саня же там побывал в первый день и выплыл как-то вольным стилем. Тем более непривлекательный экспириенс, учитывая особенности самосплава по Замбези.

После #4 почему-то отпускало, и я становился способен смотреть по сторонам, так что дальше я помню. В #5 сначала надо было во что бы то ни стало не попасть на горб, потом стало надо попасть на горб, потом стало пофигу, куда попасть, только бы не совсем влево. Там как-то казалось нехорошо.

#6 - как сказал Арсен, «маленький, но злой». Печъ, правда, в нем как-то засерфил и остался недоволен, но если ездить где гладко, то довольно гладко. Я ездил где гладко, кажется. Ну или пару раз заехал где негладко, но как-то без последствий - да и лехин серф последствием-то не назовешь по большому счету.

#7, Gulliver’s Travel. Саня сначала напугал - сказал, что это самый сложный порог. Потом оказалось, что, может, и сложный, но не очень опасный. Потом - не больно-то сложный и неизвестно, насколько опасный, но лучше бы там не ошибаться. Особенно Вася запугивал заходной бочкой. За хитрым маневром и страхом и ужасом я не мог никак понять структуры порога - мне он виделся как сначала заход в суводь, потом выход из нее на вонючую сбойку, а потом много валов. Только к концу поездки я примерно смог себе представить, что там и как - собственно, от этого ничего не изменилось, только я понял, где заходная бочка. Почти каждый раз где-то я падал и ехал все путешествие ванькой-встанькой, от 1 до 4 переворотов на длину препятствия. Один раз проехал чисто - незабываемое ощущение!

#8. Вот этот порог мне нравился! Такой простой маневр, и из опасностей большая сиська внизу, примерно в центр которой я каждый раз заезжал и каждый раз, так как в детстве слушался маму и много кушал, промывался сразу после переворота. Слушались маму не все - некоторые серфили по сиське, а то и не в одиночку.

#9. Это был самый сложный для меня порог. Каждый раз после #4 я собирался уж сегодня-то прыгнуть девятку, и каждый раз чем ближе к нему подъезжал, тем больше его пугался - примерно как раз начиная от четвертого и далее в прогрессии. Геометрической. И каждый раз ужас перед заходным маневром и дальнейшими приключениями в случае его неудачи заставлял меня обносить лодку. Так и не прыгнул, но зато досыта набоялся. Этот страх перестал отравлять мне сплав только в завершающий день, когда я себе твердо сказал, что сегодня его точно занесу. Хотя как там только парни не приключались - и переворачивались после первого слива, и уезжали в вонючую левую часть внизу, и юбку в центре нижней бочки срывало, и ничего никому за это страшного не было. Ну и ладно, ну и ничего. Подумаешь, #9. Накатаюсь еще.

После #9 отпускало окончательно; #10 запомнился как череда валов без особых зацепок. #11 замечателен тем, что в своих предыдущих поездках в нем постоянно приключался в неприятной суводи слева Вася. Сначала меня в нее не приносило, потом приносило постоянно, но без особых сложностей смывало вниз, потом я опять все правильно сделал и опять не принесло. Или просто опять повезло. В общем, он немного напрягал, но несильно. Уже на расслабленную психику поддавливал #12a, в котором можно было бы вследствие ошибки неприятно вставать в поганках под скалой, но это уже так, напоследок.

Несмотря на постоянное изменение уровня воды, все время работал так или иначе вал в #12b - на нем докатывались до времени, когда нас забирали с реки. Хороший вал. Сначала мне было трудно заходить, но к концу поездки я и с этим освоился. Ниже него пара совсем малозначимых плюх - и take out.

Ну, то есть один из take out. Потому что вообще-то можно плыть дальше, но там не очень интересно. Мы сплавали один раз, и из всего дня мне запомнился порог, в котором внизу совершенно неожиданно и неприятно вдруг оказывается вместо очередного вала обливной камень и за ним злая бочка. Ну и ожидание новых аналогичных сюрпризов. А, ну и вал в середине, кажется, #19, на котором я не катался - боялся повредиться, уж больно он был кривой, мощный, пульсирующий и вообще страшненький.

Take out после #13 - это отдельное приключение. Вообще-то обычно лодки заносят наверх специальные местные парни, но в первый раз мы с Печем решили сделать это сами. Примерно, наверное, к трети пути я уже сожалел о принятом решении и очень надеялся, что путь вот-вот закончится. На следующий день я шел без лодки и мог пытаться вспомнить, где я начал уставать, где уже был готов оставить лодку и дальше идти сам, где оставил надежду на окончание этого утомительного адвенча, где просто тупо карабкался и ни о чем не думал. На выходе награда - холодное пиво и минут 20 ожидания, когда все загрузят и можно будет ехать.

Пару раз перед началом описанного ежедневного трипа мы забирались выше, чтобы желающие могли проехать два минусовых порога. Желающие проехали. Это делают очень редко и очень немногие, так что эти желающие - Арсен, Печъ и Илюха Клочков - реально насовершали подвигов.

Трип был ежедневным довольно условно - мы плавали примерно два дня через один день отдыха. Или даже точно два через день. Не могу сказать, что дни отдыха были насыщенными или там разнообразными. Убивали время как могли.

Жили в замечательном кемпинге Jollyboys backpackers, где в основном останавливаются, как следует из названия, бэкпэкеры, то есть путешествующие сами по себе люди. Поэтому вокруг нас постоянно менялась обстановка и было довольно живенько. Сами же мы, вернувшись с реки, немедленно предавались неге, и уже в изнеженном состоянии шли в город обедать или еще как-то убивали остаток дня. Поэтому время в Ливингстоне четко делится на две категории - когда ты плаваешь и весь как сжатый сфинктер, и когда ты не плаваешь и весь как эээ... как несжатый что-ли.

В заключительный вечер поездки, пресытившись однообразием, набухались. Утром нам сообщили, что мы самые смешные (funny) парни за 7 лет существования кемпинга. Праздник не сошел с рук - болела голова, тошнило и накрывало депрессией.

А, еще одним утром Саня возил нас на экскурсию для туристов - на завтрак на острове Ливингстона. Там нас осторожно посадили в лужу на краю водопада Виктория и предложили подержать за ноги, пока мы перевесимся посмотреть вниз. Я не стал. Запомнилось плавание саженками при пересечении струи к водопаду, и еще бегемоты, которых видели, когда ехали к острову на моторке.

Можно было бы спрыгнуть с тарзанки, полетать на вертолете по каньону или съездить на сафари, но этими возможностями мы пренебрегли.

Ну а как мы летали туда-сюда, я лучше ничего рассказывать не буду - это полная ерунда по сравнению с чудесами вселенной.

Как говорил киногерой, вот и все, что я могу рассказать о Замбези.


Ананьев М.
5 декабря 2006 г.